Шаг навстречу

Мы должны действовать таким образом, чтобы не
идти наперекор всеобщим законам природы, но соблюдая их,
следовать, вместе с тем, своим склонностям.
Цицерон. Об Обязанностях,гл.1

В марте-апреле 2001года членами молодежного клуба "АРНИКА" ОО "ГЛИП" в ряде школ г. Бишкек были проведены уроки-тренинги "Причины экологических проблем". Тренинг был разработан и проведен членами клуба "АРНИКА", который объединил учащихся 7-х- 11-х классов школ города. Разработчики тренинга (Валиева Майя, Мосин Денис, Сологуб Александра, Камалова Карина, Бадыкова Надежда, Рустем Дубасев, Лащенко Анна) убеждены, что в первую очередь о здоровой окружающей среде должны заботиться дети, так как именно им в этой среде предстоит жить и чем раньше произойдет понимание этого у детей, тем с меньшими проблемами им придется столкнуться, когда они будут взрослыми. ОО "Глобальное и Локальное Информационное Партнерство" выражает признательность фондам имени Ф.Эберта и К.Аденауэра за помощь в проведении тренингов.
Мы будем рады если кто-нибудь захочет провести подобный урок у себя в школе.

Урок-тренинг.
Причины экологических проблем.
Цель: Довести до школьников осознание причин экологических проблем.
Задачи:
1.Дать школьникам знания по экологии
2. Воспитание у учеников бережного отношения к природе
3. Развитие экологического сознания у детей.

Тренинг рассчитан на учащихся 5-х, 6-х, 7-х классов.


Ведущий (рассказывает историю или еще лучше несколько ведущих показывают сценку):
Идут два человека по улице города, где есть небоскребы. Вдруг один поднимает голову и видит, что с одного небоскреба падает человек. Он обращается к другому: "Смотри, ужас, он же сейчас разобьется!!!" На что другой отвечает: "Ничего с ним не будет, вон он уже сколько пролетел и ничего с ним не случилось, так будет и дальше." Эта сценка очень наглядно показывает как относятся к тому, что творится с землей экологи, и как на это смотрят обычные люди.
Ведущий :
А теперь поговорим о Вас. Что бы вы хотели иметь когда вырастите? (Ответы записываются на доску).
После того как все ответы записаны, ведущий предлагает сыграть в игру и лишь затем вернуться к ответам.
Игра. "Территория"
Вся аудитория делится на команды по 7-9 человек, важно, чтобы во всех командах было одинаковое количество участников. На полу чертится или застилается газетами некая площадка, достаточная для того, чтобы уместить всех участников 1 команды. Ведущий предлагает участникам 10 секунд простоять внутри площадки, причем, не наступая на линии и не заступая за них. После этого размеры площадки сокращают. Снова предлагают простоять 10 секунд. затем еще сокращают... Команда в которой кто-либо заступил за черту, выбывает из игры. Выигрывает команда продержавшаяся 10 секунд в площадке меньшего размера.

Ведущий(ие) рассаживает(ют) всех по местам и продолжает(ют):
С каждым годом население Земли растет, в то время как количество земли, пригодной для жизни человека, не изменяется. А потребности человека и желания разрастаются (ведущий показывает на доску с ответами). Как вы думаете, сможем ли мы все вместе выжить на Земле, если у каждого из нас такие потребности?
К сожалению, наши желания чаще всего приводят к такой картине (ведущие показывают картинку с нарисованными на ней: домом, где расточительно расходуется электроэнергия, вода, сжигаются дрова, около дома раскидан мусор, на полу лежат шкуры убитых животных, около дома нет деревьев - одни пеньки, на заднем плане можно видеть пустыню....ненужное не рисовать, нужное добавить). К такой картинке приводит наше потребительское отношение к природе. Кто-нибудь хочет жить в таком доме? Давайте поиграем в еще одну игру.
Игра "Экосистема".
Игра проводится в тех же командах, что и предыдущая. Участников каждой команды просят встать в замкнутый круг, причем, носки каждого участника должны упираться в пятки участника перед ним. Получается довольно плотный круг. Затем ведущий просит не размыкая круга одновременно всем медленно сесть на колени игрока стоящего сзади. Если данной команде это удается "без потерь", то ведущий предлагает "гусиным шагом" не разрывая круга пройти 12 шагов по кругу. Побеждает та команда, которой все это удается сделать не упав и не разомкнув круга.
Ведущий(ие) рассаживает(ют) всех по местам и продолжает(ют):
Как вы думаете, что случилось бы если кто-нибудь из вашей команды не захотел сесть вместе со всеми? Если бы, кто-нибудь из вашей команды остался сидеть на месте в то время, как вы делали 12 шагов? Сумели бы вы пройти эти 12 шагов? То же самое творится в природе, все в природе взаимосвязано и взаимозависимо и, если какой либо элемент выпадает из системы (остается "стоять", когда вся система "садиться"), то вся система разрушается. К нашему стыду, элементом, который разрушает экологические системы в большинстве случаев является человеческая деятельность. Причем, совсем не воздействовать на природу мы не можем, но мы можем и обязаны попытаться смягчить воздействие.
Мы бы хотели жить с природой в гармонии, а для этого мы стремимся попасть вот в такой образ дома. в котором мы бы хотели жить (ведущие показывают картинку с нарисованными на ней: домом где используются альтернативные (возобновляемые) источники энергии, на крыше солнечные батареи, во дворе ветряк для использования энергии ветра, также во дворе не большой биореактор для получения биогаза из мусора и т.д., возле дома растут деревья, цветы и т.п.). Только в согласии с природой Человек вообще выживет как вид на Земле.
Как вы думаете: "Кто должен прилагать усилия для того, чтобы жить в согласии с природой?" (все ответы фиксируются на доску). Мы вернемся к рассмотрению ваших ответов после еще одной игры.
Игра "Путаница"
Одного школьника отправляют за дверь. Всех школьников просят встать в круг и взяться за руки. После чего ведущий говорит: "Путаница, запутайся!" Школьники должны не расцепляя рук запутаться. Когда "путаница" запуталась, приглашают школьника стоящего за дверью, он должен распутать "путаницу". Когда, наконец, путаница распутывается, ведущий предлагает всем снова взяться за руки, на этот раз, не выводя никого из кабинета, ведущий говорит: "Путаница, запутайся!". После того, как "путаница" запуталась, ведущий говорит: "Путаница, распутайся!" Школьники должны сами распутаться (обычно это происходит гораздо быстрее, чем когда распутывает кто-то).

Ведущий(ие) рассаживает(ют) всех по местам и продолжает(ют):
Так, кто по-вашему должен прилагать усилия для того, чтобы жить в согласии с природой? Как показала нам игра, никто не сможет справиться с нашими проблемами быстрее и эффективнее, чем мы сами. Вы спросите: "Что можно сделать в вашем возрасте?" Сделать можно и нужно многое. Начинать нужно с себя: выключать свет выходя из комнаты, закрывать краны с водой когда она вам уже не нужна, не раскидывать бумажки и т.д.
Все эти мелкие дела, на самом деле, оказывают большое влияние на экологическое состояние планеты. Так что на самом деле мы все вместе можем сделать многое и оттого, что мы делаем сейчас, зависит, в какое "завтра" мы попадем.

Используются технологии uCoz